Арктическая геополитика

Геополитика применительно к Арктике в 2021 году характеризовалась изрядным дефицитом институциональной среды для обеспечения безопасности в этом стратегически важном для всего мира регионе.

 

Институт, который должен играть в этом, как говорится, "первую скрипку" - Арктический Совет - вместо этого старательно дистанцируется от вопросов безопасности, которые составляют "нерв" арктической политики.

Это наводит на мысль о том, что арктическая конфигурация в ближайшие три-пять лет изменится - и изменится довольно сильно.

 

Если присмотреться к фактам, то становится очевидно: 2021 год ознаменовался в арктической геополитике борьбой двух тенденций. Одна из них - это интернационализация Арктики, которая вступила в борьбу со второй, заключающейся в планах усиления субъектности арктических стран.

 

Американская администрация планирует испольновать концепт «климатического кризиса», с помощью которого собирается интернационализировать арктическую политику, расширив ее возможных акторов - в них предполагается включить не только сравнительно недалекие от Арктики страны, такие, как Великобритания, но и, например, Индию и Сингапур, от которых до Арктики довольно далеко.

Подход России при этом совершенно другой. Наша страна, возглавляющая Арктический Совет до 2023 г., по факту наложила вето на включение в него (даже и в статусе наблюдателей) новых членов (Ирландия, Эстония, Евросоюз и др.). В то же время акцентируется внимание на первенство стран арктического шельфа (России, Соединенных Штатов Америки, Дании, Норвегии и Канады) в определении судьбы Арктики - в сочетании с максимальным уровнем ответственности данных стран за то, в каком состоянии находится регион.

 

Понятно, что этот подход противоречит попыткам внешних, по отношению к странам арктического шельфа, акторов полностью "задробить" хозяйственную деятельность в регионе, превратив его в международный заповедник (что в первую очередь приведет к довольно сильному удару как раз по экономике России - хотя, во вторую очередь, и по самим этим акторам, например Евросоюзу - см. эту статью, где данный вопрос рассмотрен более подробно).

 

Нельзя не отметить, что 2021 год как раз и характеризовался попытками Евросоюза увеличить свой "вес" и активность в Арктике, что вызвало тихое, но вполне явное неудовольство Финляндии, Дании и Швеции. Не приняла такой подход и Норвегия (кстати, не входящая в Евросоюз).

Правда, перспективы участия Брюсселя в Арктическом Совете входят в противоречие с санкционной политикой ЕС и ограничены позицией России.

 

Интерес к Арктике начал проявлять и вовсе не арктический Китай, который теперь стал позиционировать себя как «приарктическое государство». Правда, делает он это не столь агрессивно, как Евросоюз - Пекин нацелен на широкую платформу сотрудничества с Россией.

 

По мнению ряда экспертов, Китай готов принять приоритетное право России на Северный морской путь. Тем не менее глобально Поднебесная будет ориентироваться на интернационализацию Арктики.

 

В целом, анализ действий России, США и Китая показывает повышение значимости арктических планов в общем контуре государственного управления. В Арктике сходятся интересы все большего количества игроков, вследствие чего к ней в ближайшее время и будет приковано внимание едва ли не всего мира.

Яндекс.Метрика