Актуальное на сайте
События вокруг активов олигарха В. Вексельберга в последние дни явственно наводят на мысль, что в энергетике наконец-то начались какие-то движения в сторону экономически обоснованной ревизии последствий реформы (а если говорить точно, то распродажи) единой энергосистемы в нулевых годах. Есть подозрение, что своеобразным катализатором этого процесса послужила ситуация с Роснано, вскрывшая злоупотребления с признаками уголовных преступлений в бытность небезызвестного А. Чубайса руководителем данной госкорпорации. Видимо, заодно вскрылись и определенные факты относительно предыдущей деятельности Чубайса - в частности, его участия в той самой "реформе" единой энергосистемы России.
В. Вексельберг и А. Чубайс
Вексельберг же был долгое время бизнес-партнером (и партнером политическим) Чубайса. Благодаря чему он и получил за бесценок в 2002-2005 годах при протекции Чубайса 54 электростанции в Поволжье, Оренбургской области, республике Коми и других (всего 16 регионов) установленной мощностью 6% всех электростанций России и 8% долей на рынке теплоснабжения. Неплохой куш отхватил, согласитесь.
Однако события последнего времени указывают на то, что любая политическая протекция для бизнеса является временной. Уходит эпоха, с ней уходит политическая крыша, и олигархат теряет «всё, что нажито непосильным трудом». Особенно если к этому моменту собственник стал монополистом и - самое главное - вместо того, чтобы стать необходимым национальной экономике (будь так, и монополиста потерпели бы), стал для неё вредным.
Ни для кого не секрет, что без связей бизнеса не построить (кто не верит, может проверить на личном горьком опыте). И если любой бизнес построен на связях, то крупный бизнес – на крупных связях. Но это только аванс. Если этот аванс, эти связи не превратить в незаменимость в экономике, по истечению времени политической жизни покровителей (а они не вечны) актив неизбежно будет изъят и передан в другие руки. В России это называется «не всё коту масленица». Фортуна отвернулась, в рядах олигархата, получившего свои активы в ельцинские времена, начинаются крутые (и неприятные для этого олигархата) перемены.
А собственно, почему начинаются?.. Они уже вовсю идут, зачастую за гранью нашего внимания. Вспомните кадры кинохроники о семибанкирщине (люди моего возраста и постарше меня хорошо помнят, что это, а кто помоложе и не застал - поинтересуйтесь, весьма познавательно). Довольные лица хозяев жизни, уверенных в том, что эта самая жизнь удалась навсегда и ухваченная за хвост фортуна уж никуда не денется. Если Ельцин с ними, то кто против них? Но, как говорится, все течет, все меняется. Не вышло из "семибанкирщины" подобия Рокфеллеров и Ротшильдов, которые вертели бы, как их заокеанские "прототипы", политиками как хотели. Где Березовский, Смоленский (кто помнит теперь эту фамилию?)? Они мертвы, и умерли в эмиграции. Где Гусинский, Ходорковский? Едят хлеб изгнанья, не оставляя корок, как писал Бродский.
Такой экстрим, конечно, не у всех. Потанин перековался и вернул активы на Родину (отчего и продолжает оставаться их обладателем). Абрамович сидит тихо, как мышь под веником. Чубайс отправлен в почётную ссылку (пока почетную, а дальше как знать) в ранге курьера по экологии – с назначением ему дублёра. При этом в Роснано идут проверки - ясное дело, что накопают много интересного материала, и весь вопрос в том, когда этот материал пустят в ход.
Пострадал и второй эшелон новых русских первой волны (тоже забытый ныне уже термин, новые русские-то). Сидит Абызов , сидят Магомедовы, сидит Улюкаев (в свое время докарабкавшийся аж до министерского кресла). Вот теперь и к Вексельбергу зачастили. Как в анекдоте: «Маркс умер, Энгельс умер, вот и мне что-то нездоровится».
Возникает, однако, вопрос. То, что реформа Чубайса в энергетике вела к росту тарифов, то есть инфляции, а также коррупции и оттоку капитала, и тогда было всем ясно. Вот, собственно, в чем вопрос: а почему сразу же, в то время не отменили эту затею?
Да потому, что тогда перебороть Семью с её кликой было невозможно. Всю степень поражённости нашей политической системы можно лишь представить, если только теперь. после стольких событий, появилась возможность вернуться к пересмотру реформы электроэнергетики.
Государство наконец-то дозрело до мысли о концентрации стратегических активов в своих руках. Точнее, не до мысли, а до возможности ее реализации. Реализована данная идея может быть по-разному, но с одним принципом: не множить сущности сверх необходимого. Потому что очевидно: так называемая реформа энергетики отнюдь не привела ни к какой конкуренции электрогенерирующих компаний (и как бы это вообще могло реализоваться?..) Просто монополия сменилась на классическую олигополию, не более того. Потребителям - простым российским гражданам - от этого отнюдь не легче.
Вообще же, если все это - начало пересмотра чубайсовского наследия, то начав с Роснано, дойдут и до коммерческого банковского сектора. Сейчас он политически питает либералов (точнее - антигосударственников). Политический демонтаж их власти должен начинаться с экономического базиса. Каковым в первую очередь являются банки. Собственно, переход от Роснано и электрогенерации к статусу ЦБ намного короче, чем кажется.