Актуальное на сайте
МС-21 стал одной из немногих новинок современной России, которой уделяется такое значительное внимание СМИ. Уделяется, надо сказать, заслуженно. Ведь МС-21 - первый со времен распада Советского Союза отечественный среднемагистральный пассажирский самолет, который действительно "поднялся на крыло" и скоро пойдет в массовое производство. Ну и вообще второй с 1991 года российский пассажирский самолет, дошедший (или почти дошедший) до этого самого массового производства. Правда, первый - "Сухой-Суперджет" - на поверку оказался не столь уж выдающейся машиной, к тому же и не на 100% отечественной: там достаточно много иностранных комплектующих.
"Сухой-Суперджет"
С МС-21 ситуация другая. Самолет явно доводят более тщательно, чем "Суперджет". В том числе и в плане комплектующих, методично избавляясь от иностранных компонентов. Вот на днях совершил полет опытный образец с крылом полностью из российских материалов - раньше таким крылом МС похвастаться не мог, но вот - эволюционировал, так сказать. Хотя за это можно во многом поблагодарить наших "партнеров". Вот в чем, а в создании (точнее, воссоздании) отечественного машиностроения они нам точно помогают. Дело в том, что в 2018 Минторг США в состав антироссийских санкций под давлением авиакомпании Боинг и её лоббистов (опасающихся конкуренции со стороны нашего самолета) включил запрет на поставки композитных материалов американо-японского происхождения (из которых изначально делалось крыло нового самолета), что поставило профильный Ростех в крайне непростую ситуацию. Однако российские конструкторы и производственники не подкачали, сумев в относительно короткий срок разработать технологии и организовать производство крыла полностью из российских материалов. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
МС-21
В целом же, тщательное неспешное доведение МС-21 явно на пользу этому проекту: в отличие от "Суперджета", на рынок не выкатят самолет, который будет, мягко говоря, несколько сыроват и придется его доделывать (или мириться с недостатками) прямо в процессе эксплуатации. От чего авиакомпании - покупатели "Суперджета" явно были не в восторге. Впрочем, в случае с тем самолетом действительно стремились ввести его в эксплуатацию поскорее - чтобы доказать, что российское авиастроение вполне себе живо и может создавать новые самолеты, а не только ремонтировать машины еще советской постройки.
Кабина МС-21
В случае же с МС-21 задача другая - доказать не то, что российский авиапром жив (в этом уже убедились), но то, что он способен породить самолет, который сможет составлять конкуренцию машинам мировых авиагигантов - "Боинга" и "Эйрбаса". Так же, как когда-то конкурировали с ними советские Ту и Илы. Так что тут проект намного более амбициозный, чем с "Суперджетом", с замахом на глобальную конкуренцию. Разработчики смотрят на это дело оптимистично: по их мнению, МС-21 сможет занять до 10-15% мирового рынка самолетов.
Кстати да: а когда же МС-21 пойдет в серию?.. А совсем скоро. Контракты на производство уже заключены. Первые самолеты получит Аэрофлот и авиакомпания Россия в сентябре 2022 года на льготных условиях. Всего заказано 175 машин (что весьма немало).
Непростая история создания МС-21 ведет, кстати, не только к собственно новому самолету российского производства. Полученный в ходе этого создания опыт и методики импортозамещения правительство предполагает использовать в других высокотехнологичных отраслях, наращивая выпуск современного оборудования и продукции независимо от внешнеполитического воздействия в соответствии с критериями национальных целей. Так что МС-21 не только повезет пассажиров, но и поможет в появлении и модернизации новых отраслей российского производства.