Отчаянный рейд советских мотоциклистов

Мотоциклисты времен Великой Отечественной в основном ассоциируются у наших современников с вермахтом. Чему немало способствовали и фильмы о войне, хоть советские, хоть современные - мало какой из них обходился без немецких мотоциклистов, а вот красноармейцы если и оказываются на мотоциклах, то почти всегда на трофейных, тех же немецких, в результате какой-нибудь удачной операции. Что же - в Красной Армии, получается не было регулярных мотоциклетных частей, на вооружении которых имелись бы советские мотоциклы?..

 

На самом деле - очень даже были. И на счету мотоциклетных частей РККА немало подвигов. Вот только рассказывают о них редко: не так уж зрелищны были те подвиги, это ведь не танкисты и не истребители. И в лобовые атаки на вражеские окопы мотоциклисты, разумеется, не неслись сломя голову... А что же они делали?..

У них были совершенно другие, вполне четко определенные задачи. Которые предлагаю рассмотреть на примере 8 отдельного мотоциклетного полка РККА, сформированного за год до войны - летом 1940 года. Именно тогда, сравнительно поздно, в РККА появляются мотоциклетные части. Тогда же провели государственные испытания 15 различных типов мотоциклов из нескольких стран. Надо сказать, что для армии годился отнюдь не любой из них. Армейский мотоцикл должен быть мощным (ведь ему надо перевозить трех бойцов с вооружением), вездеходным (на войне ведь далеко не всегда ездят по дороге), надежным и прочным. И вот таким-то требованиям, как выяснила комиссия, лучше всего удовлетворял... мотоцикл немецкого производства БМВ-Р-71.

 

Разумеется, никто не собирался размещать заказы на армейские мотоциклы в Германии. БМВ-Р-71 просто-напросто скопировали - его советская версия именовалась М-72. Было ли это хорошо или плохо, что пошли по пути копирования техники "потенциального противника" вместо того, чтобы разрабатывать свой?.. Пожалуй, все же хорошо: ведь впоследствии на этих же "копиях" немецких БМВ наши мотоциклисты успешно тех же немцев и били. При этом ведь не факт, что за столь же короткое время в СССР с нуля успели бы создать столь же хороший мотоцикл. Кстати, интересный факт: М-72 свободно перевозил не только трех бойцов с обмундированием и вооружением, но мог еще и при этом буксировать противотанковую пушку-"сорокопятку" (!), мощность его мотора вполне это позволяла. Так что даже артиллерия в РККА бывала на мотоциклетной тяге...

Однако вернемся к 8-му отдельному мотоциклетному полку. Впервые сразились с врагом мотоциклисты в августе 1941 года, сражаясь в составе сводного отряда полковника Антосенкова. Во второй половине сентября 1941 года, будучи дополнительно усилен танками, 8-й мотоциклетный полк был отправлен на помощь 32-й армии, которую немцы окружили в районе Великих Лук. Здесь, взаимодействуя с еще одним, 7-м мотоциклетным полком, он сумел обеспечить выход армии из окружения. Наконец, в октябре-декабре 1941 года, в самое напряженное время, мотоциклисты полка вели бои вдоль шоссе Вязьма-Москва.

Впрочем, здесь они занимались не совсем типичным для них делом. А вот под Сталинградом, где 8-й отдельный мотоциклетный полк вместе с усилением составил подвижную механизированную группу 5-й танковой армии, он использовался более по назначению. 19 ноября 1942 года 8-й мотоциклетный полк был введен в прорыв с целью уничтожения подходящих к фронту резервов неприятеля. Этим полк занимался в течение 8 суток, при этом находясь в тылу врага в полном отрыве от основных советских частей.

 

Всего за восемь дней отчаянного рейда советские мотоциклисты уничтожили три немецких полковых штаба, разгромили несколько колонн вражеских войск, уничтожили семь складов с боеприпасами и продовольствием, 247 автомашин, 470 повозок, 14 танков, 16 самоходных пушек, 15 противотанковых орудий. А в довершение всего подорвали полотно железной дороги, уничтожив заодно линию связи на перегоне Сталинград-Лихая. И, нанеся такой немалый ущерб гитлеровцам, полк в то же время успешно избежал лобовых тяжелых боев с немецкими частями, которые могли бы закончиться для него весьма печально.

 

Был даже случай успешного разгрома мотоциклистами немецкого аэродрома.В Обливском районе Ростовской области они, используя фактор внезапности (немцы просто не ждали их - действительно, это было сложно ожидать), атаковали аэродром врага и сожгли на нем девять самолетов, не успевшие взлететь, после чего на станции взорвали шесть вагонов с боеприпасами. Своими действиями мотоциклисты немало способствовали разгрому противника, не только нанеся прямой материальный ущерб, но и внеся в его ряды паники и смятения.

Яндекс.Метрика