Актуальное на сайте
Несостоявшийся законопроект о поездках на общественном транспорте по QR-кодам в итоге стал наглядной и, я бы сказал, "парадной" демонстрацией существования активного гражданского общества и общественного диалога между этим самым обществом и властью. Эту свою задачу данный законопроект выполнил даже лучше, чем рассчитывали его инициаторы. Как бы "под давлением" консервативно-патриотического, ядерного электората "Единой России" и транспортных лоббистов парламент пошел на значительные уступки, отказавшись от инициативы, которую на самом деле и не собирались принимать, ради принятия инициативы уже целевой.
В итоге отмена весьма суровой меры борьбы в виде посадки в транспорт по QR-кодам (точнее, конечно же, электронным прививочным сертификатам, которые лишь демонстрируются через QR-код) привела к постепенному принятию обществом оптимальных антиковидных инициатив. Потому что отказ от вышеупомянутого законопроекта отнюдь не означает отказа от электронных прививочных сертификатов с прилагающимися QR-кодами в принципе.
Между тем, как показали результаты очередных соцопросов, значительное число россиян (44%) хоть и не поддерживает транспортные ограничения (их вообще мало кто поддержал), но не испытывает активного негатива в адрес QR-кодов в целом, в частности в публичных местах, которые де-факто существуют и реализуются уже на данный момент. Действительно, уж лучше предъявлять QR-код на входе в супермаркет или торговый центр, чем забираясь в автобус в час пик.
Разумеется, антипрививочники и анти-QRкодники (а как еще назвать тех, кто не понимает связь QR-кодов с прививками и прививочными сертификатами, утверждая, что QR-коды это не про здоровье людей?) радостно спешат объявить о своей победе в борьбе с QR-кодами. Мол, добились, вынудили таки государство отказаться от намеченного решения! Но они ли вынудили?..
Как говорят аналитики, решение об отзыве законопроекта никак не является уступкой в полной мере. Тем более - уступкой антипрививочникам. Дело в том, что перспективы законопроекта о QR-кодах именно на транспорте изначально были слабыми и неясными. Этот законопроект не нашел поголовной поддержки даже внутри центрального аппарата Единой России и силовиков. Тем более, что опыт по внедрению QR-кодов на транспорте в одном-единственном регионе - Татарстане - продемонстрировал, что именно там-то они малоэффективны. Там эти QR-коды не смогли как-то существенно повлиять на статистику заболеваемости ковидом.
Практика показала, что посадка на транспорт по QR-кодам в Казани вела только к очередям и давке, в которой о социальной дистанции говорить явно не приходилось. Пусть непривитые не попадали в автобус или трамвай - но на стадии попытки посадки в транспорт, в очереди, они явно очень даже хорошо заражали друг друга. А исполнительная система, несмотря на все сказанное в медиа, не смогла обеспечить исполнение нормы в полном объеме: ведь проверка QR-кодов была возложена главным образом на кондукторов, которым и пришлось принять на себя весь удар антивакцинальщиков и анти-QRкодников, не желающих выполнять их требований покинуть транспортное средство (или не садиться в него). И то сказать, полномочия кондуктора по понятным причинам весьма ограничены - в отличие от полицейских, но последних в каждый автобус или трамвай не посадишь. В общем, в очередной раз суровость закона компенсировалась необязательностью исполнения, что на фоне остальных социальных рисков и финансовых потерь сделало идею входа в общественный транспорт по QR-кодам заведомо нерентабельной, точнее даже сказать - провальной.
Конечно, как отмечают эксперты, заведомо нерабочие или просто спящие нормы в российском закона не редкость, что особенно выделяет эту дискуссию на фоне остальных, однако наличие альтернативы иллюзорно, так как, хотим мы этого или нет, QR-режим уже существует везде, кроме официального закона. Его появление в законе вопрос не времени, а инвестиций социального капитала — приложить ресурсы и пойти на усилия пришлось обеим сторонам, и теперь можно надеяться, что никто не остался обиженным.