Побег Девятаева

Этот человек совершил побег из концлагеря буквально на грани фантастики. И одним лишь своим побегом нанес колоссальнейший урон ракетной программе Третьего Рейха. Дело тут было, конечно, не в самом Девятаеве - а в том, на чем он бежал...

 

Лейтенант Михаил Петрович Девятаев был в строю с первых дней войны. Боевой счёт он открыл 24 июня, сбив пикирующий бомбардировщик Ю-87. В скором времени его наградили орденом Боевого Красного Знамени.

 

Однако ранение, полученное в бою 23 сентября 1941 года, привело к тому, что Девятаева признали негодным к полете на истребителе. Так что он служил в полку ночных бомбардировщиков, потом в санитарной авиации. В истребительную часть Девятаев вернулся лишь в 1944 году, после судьбоносной для него встречи с А.И. Покрышкиным.

М.П. Девятаев в 1941 г.

 

Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей P-39 «Аэрокобра» на отражение налёта вражеской авиации. В неравном воздушном бою в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолёт подожжён. В последний момент он покинул падающий истребитель с парашютом. Так Девятаев оказался в плену.

 

После многочисленных допросов и попыток завербовать его для работы в абвере (оказавшихся безуспешными) Девятаева отправили в Лодзинский лагерь военнопленных. Отсюда он вместе с группой других пленных пытался бежать, выкопав подкоп из барака. Увы, побег не удался - о подкопе узнала лагерная охрана...

 

Участники неудавшегося побега были пойманы и отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен. Там лагерный парикмахер, подпольщик, обменял бирку убитого заключённого на документы Михаила и смертник Девятаев стал штрафником Никитенко, летчик превратился в учителя. И уже под фамилией Никитенко его вскоре отправляют в Пенемюнде - на остров Узедом, где находился секретный нацистский полигон, на котором испытывали ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2.

Пуск ФАУ-2 в Пенемюнде

 

Здесь "Никитенко"-Девятаев снова начинает замышлять побег. Вскоре подбирается группа единомышленников - десять человек. Проблема была в том, что Узедом - остров, а значит, просто так отсюда не сбежишь. Подумав, "заговорщики" пришли к мнению, что лучше всего бежать на самолете - ведь Девятаев летчик!

 

Теоретически все выглядело несложно. Захватить исправный Ю-88, которые эксплуатировались немцами на Узедоме, и дело с концом... Однако проблема была в том, что Ю-88 - довольно большой бомбардировщик, к тому же немецкой конструкции, а Девятаев до сих пор летал только на советских легких самолетах (в первую очередь истребителях, естественно). А заранее разобраться, что к чему, было сложно - военнопленным было запрещено приближаться к самолетам под страхом расстрела.

 

Выход все же нашелся. Недалеко от поля аэродрома находилось кладбище самолётов; участники группы выламывали таблички с надписями, знающие немецкий переводили обозначения на них, а Девятаев запоминал. Вскоре участник группы обнаружили, что в крайнем капонире находится бомбардировщик "Хейнкель Не-111", который поднимается в небо каждый день и это как-то связано с запусками ракет. Несколько раз заключенные видели, как с него в воздухе запускались небольшие ракеты. И летал он обычно в другом направлении, чем "юнкерсы". Но, самое главное, сразу после посадки самолёт ставили в капонир, заправляли, и он готов был к следующему полёту.

 

Участники побега разработали тщательный план захвата самолета. Оставалось дождаться летной погоды - и... Там, как говорится, "пан или пропал". Излишне говорить, что у них была всего одна попытка на побег...

 

В первый же летный день группа захватила самолет. Им повезло - дежурный по аэродрому не сразу поднял тревогу, поскольку привык, что этот самолет летает много и часто. Однако когда "хейнкель" сначала один раз пробежал полосу из конца в конец, не взлетел, развернулся и пробежал ее еще раз, немцы заподозрили неладное. А дело было в том, что закрылки на нем находились в положении "посадка" - а при этом силами одного человека вытянуть штурвал, чтобы взлететь, было просто невозможно... Лишь когда на помощь Девятаеву пришли его товарищи, объединенными усилиями они подняли самолет в воздух. С закрылками разобрались уже в полете...

Беглецам несказанно повезло. Дело в том, что немцы, окончательно понявшие, что самолет просто угнали, приказали всем истребителям, находившимся в воздухе, сбить "хейнкель"-беглец. И один из этих истребителей, возвращавшийся на аэродром, встретился с ним. Судьба беглецов висела на волоске - но у истребителя... закончились боеприпасы. А на таран немцы особо идти не стремились никогда...

 

Впрочем, знал бы тот немецкий пилот всю правду... Ведь Девятаев угнал не просто один из "хейнкелей" - а напичканный радиоаппаратурой самолет начальника аэродрома, без которого испытания ФАУ-2 стали практически невозможны. Мало того. О немецкой базе на Узедоме знали и наши и англичане, и пытались ее уничтожить, но... бомбы падали на ложный аэродром с бутафорскими "самолетами". А вот Девятаев, добравшись до своих ("хейнкель" благополучно дотянул до позиций Красной Армии, хотя его едва не сбили наши же зенитчики), назвал командующему 61 армией генерал-лейтенанту Белову точные координаты базы Пенемюнде и аэродрома на Узедоме. До того никто не подозревал, что объект расположится в двухстах метрах от кромки моря, замаскированный под мирный лесок! "Лес" крепился на специальных платформах, которые сводились при угрозе вражеского налета, укрывая собой ракетные установки. По наводке Девятаева Узедом бомбили пять дней – и наши, и союзники.

 

После угона ключевого для испытаний самолета и передачи данных о базе Пенемюнде на Узедоме Гитлер объявил Девятаева своим личным врагом. Действительно - пожалуй, никакой законспирированный разведчик не нанес такого ущерба Рейху, как бежавший пленный летчик!

 

В сентябре 1945 года Девятаев снова попал на Узедом - его направили сюда по просьбе некоего Сергея Павловича Сергеева. На самом деле то был С.П. Королев, который тщательно изучал те крохи немецкой ракетной программы, что достались СССР (основная часть и специалистов, и документации, и оборудования попала в США). Девятаев с Королёвым долго ходили по острову. Осматривали ракеты, места дислокации установок, подземные цеха. А в 1957 году, после запуска спутника, Девятаева пригласили в Верховный Совет СССР, чтобы вручить Золотую Звезду Героя Советского Союза, которой бывший летчик был удостоен благодаря ходатайству Сергея Павловича Королева.

Яндекс.Метрика