Актуальное на сайте
А что, в войсках НКВД были и танки, спросите вы. Да, были. И их приходилось применять достаточно активно. Например - в 1944-1945 г годах на Западной Украине...
Сегодня ни для кого не секрет, что в течение всего 1944 года части РККА, которые методично сражались с гитлеровцами на Западной Украине, выбивая их из одного населенного пункта за другим, вынуждены были бороться еще и с местными националистическими вооружёнными формированиями - Украинской повстанческой армией (УПА) и Украинской народной революционной армией (УНРА).
Если вы думаете, что это были просто разрозненные банды этаких махновцев, то ошибаетесь. Украинские националистические формирования были очень даже хорошо организованы и имели вполне войсковую структуру: батальон (курень) - рота (сотня) - взвод (чет) - отделение (рой). К тому же они были и неплохо вооружены - располагали не только стрелковым оружием, но и минометами и даже артиллерией. И всем этим хорошо умели пользоваться: ибо воевали УПА и УНРА по всем правилам ведения боевых действий. Короче говоря, для внутренних войск НКВД, на которые и ложилась основная тяжесть борьбы с бандеровцами (ибо части Красной Армии были, естественно, заняты борьбой с немцами и гоняться за националистами по лесам в собственных тылах их просто не хватало), это был довольно крепкий орешек, требовавший для своего уничтожения немалых сил и ресурсов. К примеру, в одной лишь Ровенской области для борьбы с отрядами УПА только Главным управлением внутренних войск НКВД СССР было выделено пять стрелковых бригад и кавалерийский полк - в дополнение к тем силам, что на данной территории уже имелись.
А кроме того, в помощь им в марте 1944-го из Москвы прибыл отдельный танковый батальон 2-й мотострелковой дивизии внутренних войск НКВД. Укомплектован он был легкими танками БТ-7 в количестве 22 штук, к которым в Ровно добавились еще 8 лёгких танков (6 - Т-70 и 2 - Т-60). Получив это подкрепление, батальон стал именоваться танковым полком внутренних войск НКВД Украинского округа. И поля для деятельности ему более чем хватило. На территории Ровенской, Тарнопольской и Львовской областей с марта по октябрь 1944 года танкисты полка самостоятельно и вместе со стрелковыми частями внутренних войск уничтожили сотни бандитов. Всего по данным НКВД УССР, только с февраля 1944 года по май 1945 года было проведено 6495 операций, в которых было уничтожено 57405 бандеровцев, 50387 захвачено и задержано и 15990 явилось с повинной.
Не надо думать, что игра шла в одни ворота: у украинских националистов было достаточно противотанковых ружей, немецких фаустпатронов и даже противотанковых пушек - равно как и другого тяжелого вооружения, о чем может свидетельствовать хотя бы внушительный список трофеев, захваченных в результате операций в 1944-1945 годах НКВДшниками. Судите сами: 1 самолет У-2, 1 бронемашина и 1 бронетранспортер, 35 орудий, 323 миномета, 321 станковый и 2588 ручных пулеметов, 211 ПТР, 18,6 тыс. винтовок, 4,2 тыс. автоматов и другое вооружение и снаряжение среди которого были 135 раций и 18 типографий. Между тем в распоряжении танкистов НКВД, как указывалось выше, не имелось Т-34 или тем более ИС-2, неуязвимых для того вооружения, что имелось у бандитов: им приходилось довольствоваться легкими танками, которые на раз-два подбивались не только из пушек, но и из противотанковых ружей. Так что танкисты НКВД, гонявшиеся за бандеровцами, рисковали не меньше, чем их коллеги их Красной Армии, схватывающиеся с "тиграми" и "пантерами". И порой несли весьма чувствительные потери.
Например, в сражении 22–25 апреля 1944 г. под Гурбами 15-тысячная группировка войск НКВД при поддержке батальона легких танков, бронепоезда и авиации - сила, как видим, довольно внушительная - не сумела сломить оборону 8 куреней и 3 сотен УПА (до 4 тыс. бойцов), поддержанных 1,5 тыс. крестьян-повстанцев и 200 бывшими германскими и венгерскими пленными. Потери НКВДшников в этом сражении составили свыше 800 человек и 15 легких танков — противотанковые расчеты УПА из бывших артиллеристов вермахта уничтожили целый танковый батальон всего за полчаса.
К счастью, обычно профессионализм танкистов НКВД все же торжествовал. Например, 29 марта у села Бахарув Гошенского района Ровенской области плотным огнем банда националистов прижала к земле бойцов 24-й стрелковой бригады внутренних войск НКВД - и худо бы им пришлось, не приди на помощь три танка. Боевые машины сперва уничтожили орудийным огнем пулемётные точки националистов, потом двинулись на бандитов, расстреливая их с ходу, как говорится в докладной записке командира полка подполковника Зобнина.
Вообще же танкисты НКВД весьма нередко оказывались решающим козырем, а то и единственным спасением для пехоты. Так, в апреле танковый взвод лейтенанта Силина спас от неминуемого разгрома роту 21-й бригады, ночью окружённую и атакованную "упавцами" у хутора Майдан (Ровенская область). 24 апреля в Кременецких лесах (Тарнопольская область) танкисты уже упоминавшегося подполковника Зобнина наголову разгромили банду, которая нацелилась на уничтожение штаба 21-й бригады.
Бандеровцам далеко не всегда помогали и средства противотанковой борьбы. Так, 4 сентября 1944 года в селе Подкапень Львовской области экипажи лейтенанта Петрия по сигналу опергруппы о помощи отутюжили бандпозицию, раздавив гусеницами находившиеся на ней 45-миллиметровую пушку и противотанковое ружьё.
В общем, танки оказались крайне эффективной мерой борьбы с отрядами украинских националистов, о чем в своих докладных записках по итогам действий полка против националистических бандформирований в западных областях Украинской ССР отмечали подполковник Зобнин и начальник автобронетанковой службы ГУВВ НКВД СССР полковник Князев: "Совместные действия танков с пехотой и конницей в чекистско-войсковых операциях по ликвидации бандформирований дали большой эффект. При этом танки, как подвижная ударная группа в руках общевойскового командира, явились средством уничтожения живой силы противника, морального воздействия не только на бандформирования, но и население. Применение танков, танкового десанта полностью себя оправдало, оно деморализует бандитов, вызывает у них животный страх".
Насчет деморализации противника Зобнин и Князев отнюдь не преувеличивали: даже легкие танки, имевшиеся у НКВДшников, производили на бандеровцев "неизгладимое впечатление". К примеру, в ночь с 6 на 7 апреля банда из четырехсот человек намеревалась перебить гарнизон райцентра Здолбунов (уступавший ей в численности в несколько раз) однако, получив сообщение о подходе к городу двух танковых взводов НКВД, не посмела даже высунуться из леса. В другой раз в районе Падсува "упавцы", заслышав лязг гусениц, попросту бежали, бросив имущество и лошадей, о чём мы узнаём из докладной записки Зобнина.