Актуальное на сайте
С самого начала Великой Отечественной войны немцы, казалось, прочно захватили господство в воздухе. Все-таки основу нашей истребительной авиации в 1941 году составляли, увы, уже устаревшие И-16 (которые немцы еще в Испании презрительно прозвали "Rata" ("Крыса"). Несмотря на то, что в умелых руках эти самолеты вполне могли противостоять "мессершмиттам" - увы, как раз таких "умелых рук" в ВВС РККА в начале войны ощущалась острая нехватка.
Конечно, к 1940 году было создано несколько новых самолетов, которые тоже могли тягаться с "мессершмиттами" на равных. Высотный МиГ-3, Як-1, и изготовляемый из дерева (точнее, дельта-древесины) и при этом огнеупорный за счет специальных пропиток ЛаГГ-3...
ЛаГГ-3
Последний был создан тройкой авиаконструкторов - Лавочкиным, Горбуновым и Гудковым (первые буквы их фамилий и составили аббревиатуру ЛаГГ). Самолет был хорош, но Красной Армии требовался истребитель не просто равный "мессершмитту", а превосходящий его - причем требовался в кратчайшие сроки и в больших количествах. И Лавочкин начал разработку такого самолета - сперва вместе с Горбуновым и Гудковым, а затем один.
Идея Лавочкина заключалась в том, чтобы оснастить истребитель двигателем воздушного охлаждения М-82. По сравнению с доступными двигателями водяного охлаждения он был куда более мощным. К тому же его было не так-то просто вывести из строя. Если при водяном охлаждении достаточно было одной шальной пули, пробившей рубашку радиатора - отчего вода вытекала и охлаждение прекращалось - то мотор с воздушным охлаждением таким недостатком по понятным причинам не страдал и вывести его из строя одной-единственной пулей было практически невозможно.
Однако, несмотря на это преимущество, последним истребителем, на который ставили двигатель воздушного охлаждения, был И-16. Последующие модели самолетов (в том числе ЛаГГ-3) имели двигатели с водяным охлаждением - те были куда легче и компактнее, благодаря чему у истребителей были зауженные кпереди, "гоночные" обтекаемые носы, дающие изрядный выигрыш в аэродинамике. То же самое, кстати, наблюдалось и у немцев.
Но Лавочкин рискнул - и поставил М-82 на новый истребитель, получивший наименование Ла-5. Некоторое ухудшение аэродинамики было с лихвой скомпенсировано превосходством в мощности, которое давал этот мотор.
Уже в марте 1942 года ЛА-5 совершил свой первый полет. А в апреле началось его серийное производство - шел самый тяжелый и напряженный период войны, времени на долгие испытания не было...
Ла-5
Новый истребитель оправдал возлагаемые на него надежды. Благодаря мощному мотору его максимальная скорость доходила до 580-600 км/ч, маневренность по сравнению с тем же ЛаГГ-3 значительно улучшилась. "Не подкачал" он и в плане вооружения. У истребителя имелось Он две 20-мм автоматических синхронизированных пушки ШВАК, которые стреляли через винт.
Во время первых встреч с Ла-5 в воздухе немцы не принимали всерьез новый истребитель. Ведь из-за большого мотора он так напоминал им "широколовый" И-16 - который к 1942 году уж точно безнадежно устарел. К "Rata" немцы уже привыкли относиться презрительно...
Но теперь это презрение, что называется, вышло им боком. Асы люфтваффе никак не были готовы к тому, что напоминающий И-16 самолет окажется способен навязывать им свою тактику. Ла-5 не то что не уступал "мессерам" в скорости и маневренности, но и превосходил их в этом отношении. С таким немцы столкнулись впервые за всю войну. Тем более, что наша промышленность производила Ла-5 в достаточно больших количествах. С перепугу гитлеровцы прозвали этот самолет, по аналогии с "Rata" И-16 - "Superrata" ("Сверхкрыса").
В 1943 году немцы, осознав, что "мессершмитты" не способны тягаться с Ла-5, пытаются сделать ставку на новый тяжелый истребитель FW 190. Однако к тому времени у Лавочкина уже был готов ответ - его конструкторское бюро создало новый вариант истребителя Ла-5Ф с еще более мощным двигателем М-82Ф. Помимо этого удалось уменьшить массу самолета с 3 360 до 3 200 кг. Эти два фактора, вместе взятые, позволили существенно увеличить скорость и маневренность истребителя. В том же 1943 году на модернизированный Ла-5 был установлен новый двигатель М-82ФН. В отличие от двух своих карбюраторных предшественников, этот двигатель был оснащен новой системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры. Новый самолет получил наименование Ла-5ФН.
Ла-5ФН
Максимальная скорость этого самолета возросла до 635 км/ч. За ним не мог угнаться ни один немецкий истребитель! Ла-5ФН по праву вошел в число лучших самолетов мира того периода. Впервые Ла-5ФН массово использовались во время боев на Курской дуге, где они встретились в воздушных сражениях с FW 190A и показали свое превосходство. Назовем всего пару цифр. Время выполнение виража у Ла-5ФН составляло 19 с., а у FW 190A – 22 с. Высоту в 5 000 метров «Лавочкин» набирала за 5 минут - а FW 190A за 5,8 минут соответственно. Эти секунды и минуты в действительности решали исход воздушного боя - в пользу наших истребителей...
Именно Ла-5 и его модификации завоевали для Красной Армии господство в воздухе. Отныне и до самого конца войны немцы уже не могли уверенно чувствовать себя в небе. А на подходе был уже новый, еще более совершенный советский истребитель конструкции Лавочкина - Ла-7...
Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!