"В королевстве Руссия оказались люди очень крутого нрава..." Ледовое побоище глазами тевтонских рыцарей

Когда-то давным давно, «в день памяти мученика Клавдия и на по­хвалу святой Богородице», то есть 5 апреля 1242 года, на льду Чудского озера была решена судьба Руси, Прибалтики и Германии. Князь Александр Невский нанёс сокрушительный удар Тевтонскому Ордену. Потом это назовут Ледовым пoбоищем. А еще позже, уже в наши дни, такое наименование вызывает в рядах некоторых "историков" (как правило, без исторического образования) возмущение или, наоборот, сарказм. Мол, это была не битва вовсе, а так - стычка средневековых "братков", деливших сферы влияния. Русские победили? Ну, может быть. Но следов сражения вроде не нашли, доказательств нет. Что?.. Русские летописи? Средневековая пропаганда! Они годятся, только чтобы тешить национальную гордость.

Однако упускается один факт. Известия о Ледовом пoбоище сохранились не только в русских летописях, но и "на той стороне". Рукопись "Ливонская рифмованная хроника" была написана через 40 лет после битвы со слов очевидцев и участников событий, каковые тогда еще вполне себе были живы в некотором количестве (хоть, ясное дело, и пребывали уже в преклонном, особенно по средневековым меркам, возрасте). Так какими же виделись русские воины и вся ситуация сквозь забрало рыцарского шлема?

"Трусливый русский сбрoд" в овчине и с дрекольем, как пытаются представить русские дружины некоторые, в этом источнике отсутствует. Вместо него рыцари видят следующее: "В королевстве Руссия оказались люди очень крутого нрава. Они не медлили, они собрались в поход и грозно поскакали на нас. Все они были в блестящей броне, их шлемы сияли, как хрусталь". Это еще даже не битва на Чудском озере - до нее во время описанных событий оставалось еще года два. Это только самое начало войны - взятие тевтонцами русских городов Изборска и Пскова, которое, собственно, и вызвало ответный удар Александра Невского. О чём честно говорит и немецкий автор: "Русским стали обидны их неудачи. Быстро они приготовились. Вышел на нас король Александр, и с ним многие знатные русские. Они имели бесчисленное количест­во луков, очень много красивейших доспехов. Их знамёна были богаты. Их шлемы излучали свет".

"Красивейшие доспехи" и "шлемы, излучающие свет", наверняка вызывали острое желание посдирать их с побитых русских воинов (чувствующееся даже сквозь эти строки). Но вышло иначе: "Братья-рыцари упорно сопротивлялись, но их одолели. Король Александр был рад, что одержал победу" (глубокомысленное замечание! Покажите-ка мне полководца, который был бы не рад, победив врага). Какой же вывод сделали для себя тевтонцы?.. Ну... Чисто немецкий, прагматичный и хозяйственный: "Кто покорил хорошие земли и плохо занял их военной силой, тот заплачет, потому что будет иметь убыток" (о том, что не надо вообще ходить покорять чужие "хорошие земли", автору "Хроники" в голову как-то не пришло).

Кстати говоря, о том, как именно покорялись "хорошие земли", равно как и о дальнейших планах "освоения" Руси, "Хроника" рассказывает довольно подробно. Ровно настолько, чтобы как следует восхититься европейскими ценностями, которые несли к нам "воины светлого Запада": "В русской земле повсюду начался великий плaч. Кто защищался, тот был yбит. Кто бежал, тот был настигнут и yбит. Кто сложил оружие, тот был взят в плен и yбит. Русские думали, что они все пoгибнyт. Леса и поля звенели от гoрестных криков". В общем, "план Ост" по-средневековому...

Чего же добивались таким образом тевтонцы? Может быть, действительно тут имел место просто "передел сфер влияния", как нам пытаются внушить? "Хроника", в принципе, освещает и этот вопрос: "Братья-рыцари разбили свои палатки перед Псковом. Многие рыцари и кнехты хорошо заслужили в здешних сражениях своё право на лен". Леном в немецкой традиции называется участок земли, который король жалует дворянам за службу.

Иными словами, вломившись в пределы Руси, немцы тут же принялись делить опустошённые земли. Ни о каком сборе дани или "влиянии" речи не идёт. Сплошное: "Я к вам пришёл навеки поселиться". Татаро-монголы все же довольствовались именно данью, не пытаясь оседать на русских землях - они предпочитали свои степи. Впрочем, немцы не просто селились, но и наводили свои порядки: "В Пскове оставили двух братьев-рыцарей, которых сделали фогтами и поручили охранять землю". Фогт - должностное лицо, наделённое административными и судебными функциями. Фогты вели делопроизводство по немецким законам и на немецком языке. Такого на русских землях монголы тоже не делали, кстати говоря.

Конечно, самое интересное в "Хронике" - сама битва на Чудском озере. Описывается она так. "Русские имели много стрелков, которые мужественно приняли первый натиск. Видно было, как отряд братьев-рыцарей одолел стрелков. Там был слышен звон мечей, и видно было, как рассекались шлемы. Те, кто находился в войске братьев-рыцарей, были окружены. Часть вышла из боя, их вынудили отступить. С обеих сторон воины падали на траву. Там было убито 20 братьев-рыцарей, и 6 взято в плен".

Наконец-то можно сказать: "И всё-таки: не верю! Почему падают на траву? Значит, не было никакого льда на этом Ледовом побоище! И потери-то у немцев - всего 26 человек. А русские летописи говорили, что 500 рыцарей там легло!". С травой действительно забавно. В оригинале сказано: «In das Gras beisen». Буквальный перевод: «Укусили траву». Это очень веселое старинное германское выражение, которое поэтично и красиво передаёт гoрькoe: «Пaл на поле брани».

Важнее другое. Если кому-то кажется, что такого количества пaвших немцев мало, пусть вспомнит, сколько потерял Тевтонский орден буквально годом ранее, в битве при Легнице, когда прославленное рыцарство было наголову разбито татарами. Там потери составили 6 брать­ев-рыцарей, 3 послушника и 2 сержанта. Поражение считалось cтрaшным. Но только до Чудского озера - там орден потерял почти втрое больше...

Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!

Читайте также:

Яндекс.Метрика