Актуальное на сайте
Группа советских военных специалистов во Вьетнаме, включавшая в себя военнослужащих ПВО, разведчиков, моряков и летчиков, до сих пор является фактически засекреченной, хотя со времен вьетнамских событий прошло уже несколько десятилетий. Точных данных о деятельности наших военных специалистов там фактически нет. Одно мы знаем точно: эти самые военные специалисты формально должны были только помогать вьетнамцам осваивать поставлявшуюся им технику (участвовать непосредственно в боевых действиях им было прямо запрещено). А еще мы знаем - что многие (особенно летчики) этот запрет всеми правдами и неправдами обходили. И то сказать - у многих так и чесались руки сойтись с "вероятным противником" (американцами) в настоящем бою. А тут - такая возможность!
Согласно новым рассекреченным сведениям, первая существенная победа ВВС Вьетнама над американской авиацией, одержанная 4 апреля 1965 года, была в действительности делом рук советских пилотов. Однако формально до сих пор считается, что ту победу одержали вьетнамские пилоты.
Можно, конечно, сказать и так, что американцы фактически сами изрядно помогли нашим (или вьетнамцам - кто там был за штурвалами МиГ-17) одержать эту победу (как и многие другие). Потому что, обладая сверхзвуковыми самолетами F-105 "тандерчиф", использовали их крайне своеобразно. Истребители F-105 нагружались ракетами "воздух-воздух" и бомбами и отправлялись на штурмовку вьетнамских позиций. Считалось, что вражеский истребитель, ежели возникнет такая необходимость, они без труда поразят издали ракетой. Издали - потому что в ближнем бою сражаться им было нечем: авиапушки на этих самолетах отсутствовали, а ракеты для малых дистанций не годились.
Еще одной глупой ошибкой американцев были ежедневные полеты по одному и тому же маршруту. Прямо как у немцев во Вторую Мировую обед был строго по расписанию (чем неоднократно пользовались наши артиллеристы, накрывавшие фрицевские полевые кухни вместе с личным составом всех ближайших окопов, явившимся на обед). Наши это тоже подметили и использовали в своих целях.
Дело в том, что МиГ-17, первоначально поставлявшиеся во Вьетнам, были дозвуковыми. То есть догнать F-105 по прямой они не смогли бы ни при каких обстоятельствах. Зато по маневренности МиГи далеко опережали американцев. Следовательно, надо было навязывать врагу ближний бой (в котором F-105 против МиГ-17 был практически беспомощен - неманевренный и, в принципе, безоружный, ибо у него пушек не было, а вот у МиГа были).
Как это сделать?.. Ну, спасибо американцам, летающим по расписанию.
4 апреля 1965 года рано утром четверка МиГ-17 из 921-го истребительного авиаполка ВВС Северного Вьетнама на бреющем перелетела со своего основного аэродрома на "аэродром подскока" вблизи американской "полетной трассы".
Тем временем американцы - восемь F-105 - отправились на бомбежку моста в Хамранге и электростанции в Тхиньхоа. Когда появилась информация об этих американцах, в небо подняли заранее занявшую позицию четверку МиГ-17.
МиГи поднялись буквально навстречу "тандерчифам", встретив их пушечным огнем. Американцы были поставлены в исключительно неблагоприятное положение: вынырнувшие будто из ниоткуда вьетнамские самолеты сразу подобрались на ближайшую дистанцию, и преимущество F-105 в скорости было сведено на нет. МиГи, не теряя времени, открыли огонь из пушек, на который американским летчикам ответить было нечем.
Результатом схватки стали два сбитых вьетнамскими самолетами американских "тандерчифа", а сам день 4 апреля с тех пор отмечается во Вьетнаме как День авиации.
В любом случае, не так уж важно, сидели ли за штурвалами МиГов в тот день вьетнамские летчики или советские военные специалисты. В любом случае, это заслуга наших (если не непосредственная - то в том, что обучили вьетнамцев успешно вести воздушный бой). И в любом случае сражались летчики - кто бы они не были - на советских самолетах. Причем можно сказать - что формально устаревших, однако, как выяснилось, все еще грозных для американцев. И хотя настоящие проблемы у последних начались, когда ВВС Вьетнама получили сверхзвуковой МиГ-21 - и устаревшие дозвуковые МиГ-17, как видим, оказывали достойное сопротивление неприятелю.
Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!