"Не зря говорили, что танков Котина боялись все немцы..."

Если создатель Т-34 - М.И. Кошкин - более-менее известен современным любителям истории, то "отцу" советских тяжелых танков времен Великой Отечественной войны не так повезло - его мало кто помнит. И это при том, что его "детища" - танки КВ и ИС - внесли ничуть не меньший вклад в победу, чем легендарная "тридцатьчетверка". Попробуем устранить эту историческую несправедливость - сегодня речь пойдет о таком великом советском танковом конструкторе, как Жозеф Яковлевич Котин.

Жозеф Яковлевич Котин

Будущий создатель грозных боевых машин родился 10 марта 1908 года в городе Павлограде Екатеринославской губернии в семье рабочего. Видимо, какая-то тяга к технике передалась ему по наследству да еще и многократно усилилась - ибо первое изобретение он совершил, не имея вообще никакого технического образования и работая простым рабочим на заводе "Труд" в 1923 году. Изобретением этим стали слесарные тиски, отличавшиеся оригинальным техническим решением.

Правда, насчет "никакого образования" я немного слукавил. Законченного не было, да - а так-то Котин именно в это время учился на вечернем рабочем факультете, который закончил в 1927 году. А после окончания рабфака он успешно поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института, где и проявил себя на младших курсах так, что в августе 1929 года отличника учёбы студента 3-го курса Ж.Я. Котина по набору ЦК ВКП(б) откомандировали в Ленинград для продолжения обучения в Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского на факультете механизации и моторизации РККА.

После успешного окончания столь серьезного учебного заведения Котин, теперь военинженер 3 ранга, с 1932 по 1937 год служил в Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина. Но преподавательская деятельность была не совсем его призванием - в отличие от конструкторской. И в 1937 году подающего надежды военинженера назначают начальником танкового конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе (ЛКЗ) в Ленинграде. Не то чтобы это была прямо высокая должность: данное конструкторское бюро было маленьким, над проектированием новых боевых машин почти не работало и собственной опытной базы не имело.

Однако Котин решил расшевелить это "сонное царство". После прихода в КБ он занялся решением организационных вопросов: прежде всего, добился от руководства завода выделения и оборудования помещений для лабораторий и мастерских, предназначенных для опытных работ. Не все прежние сотрудники смогли сработаться с молодым и энергичным начальником... Но, тем не менее, в 1938 году обновлённый коллектив СКБ-2 при Кировском заводе приступил к работе по проектированию и созданию нового тяжёлого трёхбашенного танка с противоснарядным бронированием СМК ("Сергей Миронович Киров" - ну а как бы еще назвали танк на Кировском заводе?..). Это был армейский заказ - но параллельно с ним, по личной инициативе Котина, создается опытный тяжелый танк КВ - с одной башней, зато более компактный и с более толсто броней. Оба танка проходят испытание на фронте во время Зимней войны. По итогам этого испытания именно "инициативный" КВ-1, а не заказанный армейцами СМК, принимается на вооружение в Красной Армии.

Кроме того, по итогам Зимней войны Котин и его КБ создают КВ-2 со 152 мм орудием - фактически, даже не танк, а штурмовую самоходную установку на шасси КВ, предназначенную для разрушения долговременных огневых точек противника. До начала Великой Отечественной СКБ-2 ведет разработки и других, в итоге не пошедших в серию тяжелых танков - однако после 22 июня 1941 года перед руководством Кировского завода была поставлена задача максимально увеличить выпуск танков КВ. Конструкторам СКБ-2 под руководством Котина пришлось проделать огромную работу по упрощению конструкции и технологии изготовления этих столь необходимых фронту боевых машин - КВ, хоть и были приняты на вооружение и выпускались на Кировском заводе серийно, не избавились еще к началу войны от ряда "детских болезней" - таких, как ненадежная ходовая часть. Этот-то недостаток и приходилось устранять в первую очередь, заодно наращивая производство КВ.

КВ-1

В результате проделанной СКБ-2 работы выпуск танков КВ-1 по сравнению с довоенным периодом удалось увеличить более чем в два раза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года Ж.Я. Котину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

А вслед за наградой следует новое назначение с еще большей ответственностью: 6 октября 1941 года приказом №51сс по Народному комиссариату танковой промышленности (НКТП) Котин назначается главным конструктором только что созданного Комбината по производству тяжёлых танков («Танкограда»), объединившего в себе Челябинский Кировский завод (бывший ЧТЗ), Уралмашзавод и Уралтурбозавод. А 9 октября 1941 года его назначают еще и заместителем Народного комиссара танковой промышленности по техническим вопросам, новым конструкциям и опытным работам.

Объем новой работы, свалившейся на Котина, был огромен. Однако работоспособность конструктора тоже была потрясающей. Он исхитрился успешно совмещать организационную и конструкторскую деятельность. Результатом последней стали созданные в Челябинске под его руководством тяжёлый танк КВ-1с (облегченный по сравнению с КВ-1, ставший более маневренным и быстроходным), огнемётный танк КВ-8 и самоходная артиллерийская установка СУ-152 на базе КВ, вооружённая 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С.

В июне 1943 года Котина назначают главным конструктором и директором Опытного завода №100 в Челябинске в одном лице. На этой должности он руководит разработкой нового КВ-85, вооруженного 85-мм пушкой для борьбы с новыми немецкими тяжелыми танками. Однако ему, как и другим конструкторам, было видно, что модернизационный потенциал КВ уже себя исчерпал - надо было создавать совершенно новый тяжелый танк, с еще более мощной пушкой и мощным бронированием, способным противостоять снарядам "тигров" и "пантер".

ИС-2

И таким танком стал ИС-2 - очередное детище Котина, вершина советского тяжелого танкостроения времен войны и гроза всех немецких танков. Не зря говорили, что танков Котина боялись все немцы. Во всяком случае, немецким танкистам совершенно официально предписывалось не вступать в открытый бой с ИС-2, действуя против них только из засад.

А под самый занавес войны Котин создает новый танк, ИС-3 - который намного превосходил любой тяжелый танк в мире на тот момент по бронированию и вооружению. Правда, в боевых действиях Второй Мировой войны ИС-3 участия принять не успел - первые танки были выпущены в мае 1945 года. Зато не исключено, что они поспособствовали тому, что не началась Третья Мировая - англо-американцы, уже летом 1945 года приступившие к созданию тайных планов нападения на СССР, посмотрев 8 сентября на грозные ИС-3 на совместном параде Победы в Берлине (раньше о существовании этих танков они и не подозревали), положили эти планы под сукно...

После войны Жозеф Яковлевич руководил проектированием и разработкой многих боевых машин: опытного тяжёлого танка ИС-7; тяжёлых танков Т-10 и Т-10М; плавающего танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П на его базе; опытного тяжёлого танка с гидромеханической трансмиссией («Объект 266»); опытного тяжёлого танка с 130-мм нарезной пушкой («Объект 277»); экспериментального танка с управляемым оружием и размещением экипажа в корпусе («Объект 287»); экспериментальной бронированной машины с двумя газотурбинными двигателями («Объект 288»); опытной самоходной установки САУ-152 («Объект 268») на базе танка Т-10.

Впрочем, Котин создавал не только боевые машины. Наверняка многим известный советских колесный трактор "Кировец" - тоже детище Жозефа Яковлевича.

Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!

Читайте также:

Яндекс.Метрика