Актуальное на сайте
Буквально на днях западный обыватель узнал новое русское слово "распутица". Именно им американские и европейские СМИ пытались объяснить то, что Россия - вопреки их прогнозам - так и не напала на Украину. Мол, распутица помешала, земля не замерзла...
Надо сказать, что списывать на распутицу что надо и не надо - давняя европейская традиция. Немецкие историки и мемуаристы часто указывают на раскисшие дороги как основной фактор неудач группы армий "Центр" в октябре 1941 года. Причем звучит интересный тезис о том, что распутица-де не оказывала воздействия на советские войска, а страдали от нее будто бы исключительно немцы.
В действительности раскисшие в период дождей дороги действовали на обе стороны конфликта. Если советские танки за счет более широких гусениц справлялись с осенним бездорожьем куда лучше гитлеровских "панцеров" (см. статью "Почему немецкие танки страдали от распутицы, а советские - нет?"), действительно приобретая за счет этого определенный перевес, то прочие средства передвижения, в особенности автомобили, в РККА в этом плане никаких преимуществ перед своими немецкими "коллегами" не имели. Скорее даже наоборот. Состояние дорог оказывало поистине кaтaстрофическое воздействие на отступающие советские войска. Особенно это касалось войск, пробивавшихся из окружений.
Т-34
Так, именно из-за грязи и бездорожья потеряли в октябре 1941 г. значительную часть своих орудий, автотранспорта и радиостанций части 3-й и 13-й армий Брянского фронта. Ведь застрявшие и вышедшие из строя машины советские войска были вынуждены оставлять противнику или уничтожать - в любом случае это означало их безвозвратную потерю. Напротив того, для наступающих немецких войск застревание в грязи или даже поломки автотранспорта, танков и тягачей не означали автоматически их безвозвратной потери для вермахта. В конце концов, у немцев было время не спеша выковырять свою технику из грязи...
В своем докладе в штаб фронта командующий 16-й армией генерал К.К.Рокоссовский отмечал:"Состояние дорог настолько плохое, что создается угроза невозможности вывести материальную часть артиллерии и всех типов машин". Бывший заместитель командующего 49-й армии по тылу Н.А.Антипенко позднее вспоминал:" Трудно было в дни подмосковных сражений в осеннюю пору распутицы. Дорожные войска только-только сколачивались, дорожной техники было мало, к ней тогда относили топоры, лопаты, грейдеры на конной тяге. Старым способом "РАЗ, ДВА - ВЗЯЛИСЬ" вытаскивались десятки и сотни машин там, где создавались пробки. Для улучшения дорог на фронте применялись жердевки, лежневки, колейно-брусчатые дороги. На наиболее трудных участках имелись дежурные тракторы, вытаскивавшие застревающие машины".
Нельзя утверждать также, что снижение проходимости просёлочных дорог существенно повысило тактические возможности советских войск по обороне направлений. Наиболее характерным контрпримером в этом отношении являются боевые действия боевой группы Эбербаха в ходе наступления на Тулу 23-24 октября 1941 г. Наступающий XXIV моторизованный корпус 2-й танковой армии Гудериана, встретив в ходе продвижения на Тулу сопротивление советских войск в районе Мценска, предпринял обходной манёвр по бездорожью. Была организована боевая группа Эбербаха, которая сумела форсировать реку Зуша к северу от Мценска и выйти в тыл оборонявшимся на шоссе советским войскам. В состав обходящей группы были включены танки 3-й и 4-й танковых дивизий, а также 88-мм зенитные орудия. Тем же приёмом - обходом заслона на шоссе по бездорожью - 3-й танковая дивизия воспользовалась вплоть до выхода соединения на ближние подступы к Туле.
Эффективность подобных обходных манёвров была, конечно же, меньше, чем летом 1941 г. Но это следует отнести за счет усталости подразделений. Также следует отметить, что размокшие в результате дождей дороги уже становились действующим фактором ведения боевых действий.
В июле 1941 г. дожди размывали как дороги Западного, так и Юго-Западного направлений.Тем не менее превращённые в месиво дороги Украины и Белоруссии не помешали немецким войскам осуществить окружение советских войск под Смоленском и Уманью. Поэтому воздействие природных факторов - как распутицы, так и, позже, морозов - не следует считать основной причиной замедления наступления на Москву после завершения окружения войск трёх советских фронтов под Вязьмой и Брянском.
Основным действующим фактором были эффективные контрмеры советского командования - перегруппировки войск и ведение боёв с опорой на строившиеся с лета 1941 г. инженерные сооружения. В результате организованного сопротивления советских войск основная цель операции "Тайфун" в октябре 1941 г. достигнута не была: Москва не была взята, и сопротивление советских войск не было сломлено. Более того, своевременным манёвром силами и средствами из резервов Ставки и с других участков фронта, а также из не затронутых войной округов система обороны на московском направлении была восстановлена.
Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!