Актуальное на сайте
В заголовке статьи - самое характерное из прозвищ, которыми этот самолет "награждали" немцы. Потому что крови он им попортил куда больше, чем любой другой летательный аппарат СССР или союзников за всю Вторую Мировую войну. А еще этот самолет поставил рекорд - став самым массовым боевым самолетом в истории. Было произведено целых 36163 машины!
Догадались, о каком самолете речь?.. Конечно же, об Ил-2. Бронированный штурмовик конструкции С.В. Илюшина стал первым в своем роде. До этого если и пытались делать бронированные самолеты, то "навешивая" плиты брони на готовую конструкцию. Илюшин же сделал из брони сам корпус - несущую конструкцию, на которую "навесил" мотор, крылья, кабину (тоже бронированную) и т.д.
Такой подход оказался полностью оправдан. Ведь штурмовик - самолет, который работает на бреющем полете, и стреляют по нему из всех калибров, включая винтовки и автоматы. Но благодаря тому, что Ил-2 был хорошо защищен, большая часть этих калибров оказывалась для него безвредной. А учитывая, что изначально штурмовик был одноместным (двухместный вариант появился только в 1942 году), а особой скоростью и поворотливостью не отличался, становится понятно, что и в воздушных боях основная надежда была на броню.
Ну и еще на то, что какой-нибудь вражеский истребитель сдуру сунется с передней полусферы. Потому что нацеленного вперед оружия Ил-2 хватило бы на то, чтобы завалить не только "мессершмитт", но и какую-нибудь "летающую крепость". Судите сами - два пулемета ШКАС (калибр 7,62 мм), две авиапушки (калибр 23 мм), реактивные снаряды, аналогичные тем, что использовались на "катюшах"... Ну, авиабомбы, которые тоже у него были, против воздушных целей использоваться не могли.
Впрочем, они, как и остальной "арсенал" Ил-2, не для этого предназначались. Задачей штурмовика, естественно, является отнюдь не воздушный бой - а уничтожение врага на земле. И тут Илу не было равных.
Его бортовое вооружение с одинаковым успехом уничтожало и живую силу противника, и его укрепления, и бронетехнику. Правда, для уничтожения танков требовалось попасть бомбами не далее, чем в одном метре от атакуемого "панцера", а реактивными снарядами - точно в него. С такой ювелирной точностью у штурмовиков были проблемы, поэтому случалось, что самолеты тратили весь запас бомб и РСов, так и не уничтожив немецкий танк. Против вражеской пехоты и автотранспорта на линии фронта и в немецком тылу Илы действовали гораздо более удачно. Недаром немцы называли этот самолет то "Мясником", то "Черной смертью", то "Железным Густавом" или "Цементным бомбардировщиком" (понятно, что последние два прозвища - за броню). Ну а наши предпочитали называть его "Летающим танком". Одновременно за броню и за огневую мощь.
В 1943 году во время боев на Курской дуге Ил-2 впервые применили новинку - противотанковые авиабомбы (ПТАБ) кумулятивного действия. Каждая такая бомбочка весила всего 2 кг, однако при попадании в крышу любого немецкого танка гарантированно его уничтожала. А сбрасывал их самолет не по одной, а сразу несколько десятков штук - и накрывал площадь 30 на 100 метров. Хотя бы один вражеский танк на этой площади оказывался (и после применения ПТАБов превращался в жирно чадящий металлолом). В первые же дни, когда немцы не познакомились еще с действием этих бомб и располагали бронетехнику достаточно близко друг к другу, за один боевой заход Ил-2 выбивал ПТАБами 6, а то и 8 танков сразу.
Одноместный Ил-2 (1941 год)
Главным недостатком Ил-2, как уже говорилось, было первоначальное отсутствие бортстрелка, который защищал бы самолет от вражеских истребителей со стороны хвоста. С этой его особенностью были связаны довольно большие потери Илов в 1941 году. В 1942м непосредственно в воинских частях Илы стали переоснащаться в двухместные. Правда, стрелок, в отличие от пилота, размещался вне бронекабины. Причем эта особенность осталась и тогда, когда двухместные Ил-2 стали производиться и серийно. Правда, на серийных машинах бортстрелок был защищен 6-мм листом брони, но только со стороны хвоста. И тем не менее, появление бортстрелков резко снизило потери Ил-2 от огня неприятельских истребителей.
Кстати, и сам Ил-2 иногда использовали как истребитель. В частности, под Сталинградом Илы успешно действовали против транспортных "юнкерс-52" - мощное бронирование штурмовиков позволяло им игнорировать оборонительный огонь пулеметов с транспортников.
Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!