Каким должно быть новое искусство в России?

Вопрос не праздный. Искусство - оно вообще-то формирует гражданское общество и тенденции в нем куда как покруче, чем любая пропаганда, хоть официальная, хоть вражеская. Но кого может сформировать нынешнее российское искусство?.. Страдания, чернуха, надрыв и безысходность – так выглядит российское кино, литература и прочее творчество от либеральных деятелей культуры. Ноу позитив.

Зайдем с другой стороны. Если у нас все грустно и печально в этом плане, как там у наших оппонентов?.. А вы знаете... Значительно лучше. Для них лучше, разумеется, не для нас. И все же - почему американцы снимают такое кино, что тоже хочется встать, когда поднимается их флаг? Почему герои голливудского кино вдохновляют людей на подвиги?Понятно, что это важно для американского патриотизма и для создания позитивного образа США как своим гражданам, так и зрителям по всему миру. И это удается. Но почему это удается им и не удается нам?..

У нашей либеральной творческой среды нет желания поддерживать патриотизм. Не только по идейным убеждениям, это еще и наследие прошлого.

В Голливуде ещё сто лет назад появился термин «русская концовка», «Russian ending», когда в конце фильма все герои либо погибают, либо находятся в отчаянии. Русские режиссеры снимали римейки американских фильмов и заменяли голливудский «хэппи-энд» на трагический конец. Потому что российская публика хочет страдать вместе с героями на экране, такая вот ментальность России для грустных. Ну или хочет страдать потому, что с экрана ее к этому приучили...

Что же делать? Вмешиваться в искусство, как это сделали в Америке. Период классического Голливуда неразрывно связан с «кодексом Хейса» (по имени политика-инициатора), который действовал с 1934 по 1968 год. Он строго регламентировал нравственную составляющую выпускаемых в прокат фильмов и давал полномочия вмешиваться в процесс работы над картиной.

Началось это в период Великой депрессии - мирового экономического кризиса, начавшегося 24 октября 1929 года с биржевого краха в США и продолжавшегося до 1939 года (наиболее остро с 1929 по 1933 год).

Новыми героями кино, совсем как у нас в 90-е (с поправкой на время и страну) были гангстеры, проститутки, танцовщицы мюзиклов, продажные политики, циничные журналисты. Как говорили у нас? Мол, кино отражает действительность, отстаньте от него. У нас отстали... и получили то, что получили.

А вот в Америке 30-х - не отстали. Там понимали, что кино действительность не только отражает, но и формирует. Католическая церковь и официальные цензоры (да-да, а вы думали, в США никогда не было цензуры?..) требовали бойкотировать всю эту «непристойность», и к 1934 году, действительно, оформился довольно жесткий ограничительный кодекс, через который проходил каждый киносценарий.

Согласно новой цензуре запрещалось изображение поцелуев, изображений «физической любви» и смакования насилия. Запрещались насмешки над законом и религией, недопустимым было изображать употребление наркотиков, а алкоголь разрешили только в особой категории «взрослого» кино (и только, если это было необходимо по сюжету). Любой намек на гомосексуализм героев был также запрещен, под запрет попала нецензурная брань и такой ключевой для многих фильмов сюжет, как кровная месть.

Так, к примеру, героям запрещалось произносить слова «О Боже! (то есть поминать Господа всуе), а режиссерам — изображать поезд, въезжающий в тоннель — потому что по Фрейду это означало половой акт.

Может, все это и было перебором. Но тем не менее, как раз в Голливуде 30-х благодаря всем этим цензурным ограничениям взамен массового производства фильмов о ганстерах и продажных политиках родилась так называемая «американская мечта» — идеальный миф о маленьком, скромном, добропорядочном труженике, который может преодолеть все трудности. Бедный юноша может влюбиться в богатую девушку, бедная танцовщица стать звездой экрана, бедняк — заработать миллион. Гениальный рецепт под названием «хэппи-энд» был выведен тоже в то самое время. То есть одно не получилось без другого.

Российскому кино, массовой культуре и искусству нужны цензура и настрой на «хэппи-энд». Кино должно вдохновлять людей на трудовые и прочие подвиги. Как это сделать? Государство как главный инвестор в кино должно финансировать грусть и тоску в самую последнюю очередь.

Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!

Читайте также:

Яндекс.Метрика