Актуальное на сайте
Помните, Байден объявлял, мол теперь Россия страна не XXI-го, а XIX-го века?.. Так вот - российские нефть и газ спровоцировали откат клановой геополитики к силовым расстановкам образца даже не XIX-го, а аж XVI-го века.
Как так?.. Да очень просто – сталкиваясь с непредвиденными ошибками стратегического планирования и тактическими провалами до крайности номинализированных политических элит, надгосударственные клановые структуры вынуждены перестраивать внешний контур по лекалу наиболее стабильной своей конфигурации. А эта вот наиболее стабильная конфигурация очень напоминает политическую карту Европы именно XVI-го века. Судите сами.
Условно пророссийский (вернее сказать, наименее антироссийский) союз выстроился в контурах Священной Римской империи (это страна, которая потом, гораздо позже, потеряет часть земель и станет Австро-Венгерской империей) времён её наивысшего рассвета. За исключением, разве что, игроков от Чехии. Ну, чехи и внутри этой Священной Римской империи были своеобразными "товарищами"...
Идем далее. Контуры союза стран, условно согласившихся с российскими правилами газовой игры, удивительно совпадают с зоной прямого влияния наиболее влиятельных кланов Континентальной Европы – Германия, Италия, Австрия и Венгрия, не взирая на громкие антироссийские выпады, от энергопоставок отказываться не готовы. Ни сейчас, ни в обозримом будущем.
Аргументируют логикой и традиционным прагматизмом, виновато разводят руками, но доминирующие на континенте германские хабы без сомнения останутся регулирующим фактором для энергобезопасности условного ЕС. При содействии австрийско-венгерского контура и, разумеется, с учётом интересов Святого Престола.
Основным оппонентом выступает конур геополитических наследников Речи Посполитой. Агрессивная риторика Польши, Прибалтики, Молдавии и Словакии (которые в XVI веке в эту самую Речь Посполитую и входили), впрочем, не менее предсказуема и исторически обоснована – ни одна из стран Восточной Европы и Прибалтики стать самостоятельным клановым игроком, занимающим достойное место на мировой арене, в обозримом будущем не способна. Антироссийский альянс в этом контуре (в XVI веке вполне дееспособном и доставившем тогдашней России немалые проблемы вполне самостоятельно) ныне вынужден исполнять лишь проксирующие функции в угоду Северной Атлантике, в надежде на защиту от Кремля (мы же помним, что Россия, по словам Байдена, сейчас в отличие от Европы откатилась в XIX век?.. Ну вот, именно в том веке русские солдаты не то что в Варшаве - в Париже побывали).
На этом же поле играет и Чехия, для которой с одной стороны обиден статус несамостоятельного игрока, сменивший звание «колыбели европейской культуры», а с другой – текущая расстановка сырьевого рынка не оставляет иного выхода.
Впрочем, про исторические параллели с разделом земель Речи Посполитой между Российской империей, Пруссией и Австрией современным игрокам, рьяно держащим антироссийский строй, забывать всё же не стоит…
Позицию над этими формированиями занимает обособленный союз Соединённого Королевства и стран бывшей Кальмарской унии, доминация которого в современной европейской нефтегазовой войне опять же исторически обоснована – радикальная позиция в энергетическом вопросе, занятая Лондоном гарантирована наиболее устойчивой клановой системой, а протестантский союз образца XVI-го века обеспечивает не только экономическую балансировку и разработку собственных месторождений в Северном Море, но и налаженные поставки от Норвегии. С приятным бонусом – перспективой укрепления позиций за счёт Швеции и Финляндии, что тоже своего рода исторический реверанс.
Балканская Пороховая Бочка сегодня дополняется Болгарией, рассчитывающей на энергетические мощности бывших хозяев-османов в лице Турции и её тюркских союзников. Сербия и Румыния, пытающиеся удержать раскачивающуюся лодку, предпочли получать российский газ через «Турецкий поток» по торгово-экономической традиции времён османской эпохи. Опять же, вполне закономерно, если учитывать орбиту влияния и охват интересов кланов, играющих от Турции.
Вывод прозаичен — на протяжении всего XX-го столетия Европа, стремясь к единству, так и не смогла скрыться от собственного прошлого. Которое теперь и вылазит обратно на свет Божий.
Эпоха европейского геополитического постмодерна подошла к своему логическому концу 24-го февраля этого года. Симулякр единой Европы пока ещё вяло борется за своё право на существование, однако текущие контуры деления по принципам XVI-го столетия наглядно демонстрируют крайне мрачные перспективы для Евросоюза в том виде, в котором мы его знаем…
Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!