Актуальное на сайте
"Сделать это [отказаться от импорта российской нефти и нефтепродуктов], означало бы погрузить нашу страну и всю Европу в рецессию", — заявил канцлер Германии Олаф Шольц.
Однако, как мы могли неоднократно убедиться в последнее время, заявления глав государств на Западе вовсе не означают, что все будет именно так, как в них прозвучало. А потому рассмотрим более весомые, чем слова немецкого канцлера, аргументы.
Олаф Шольц
Начнем с того, что ни один другой торговый партнер Европы в плане закупок ею нефтепродуктов в настоящее время не сравним с Россией. Наша страна поставляет в ЕС порядка 27 процентов всей закупаемой европейцами нефти и 40 процентов газа. Впрочем, о последнем разговор особый - ему замену в ЕС вообще неоткуда взять. А вот заменить российскую нефть теоретически можно, перейдя на закупки ее у стран Персидского залива. Но...
Но при этом значительно вырастут транспортные расходы. Ведь маршруты перевозок станут длиннее, и увеличится спрос на танкеры. Кстати же, и Египет уже повысил на 15% тариф на проход танкеров через Суэцкий канал - кратчайший путь из Персидского залива в Европу. Не платить же не получится - альтернативой Суэцкому каналу будет путь вокруг Африки, который намного длиннее, и соответственно дороже - причем не на 15 процентов, а гораздо больше.
Еще один немаловажный момент - европейские нефтеперерабатывающие заводы оптимизированы для работы с нефтью из России. Её замена снизит эффективность и повысит затраты на переработку. Нефть из разных месторождений ведь не совсем одинакова - если точнее, то различается соотношением количества содержащихся фракций (бензин, керосин и т.д.).
В принципе, любой НПЗ извлечет из любой нефти все фракции, но наиболее эффективно и экономно это сделает НПЗ, адаптированный под нефть из конкретного месторождения. Когда речь идет о промышленных масштабах переработки нефти, это весьма немаловажно в экономическом плане.
Не забудем и того, что отказ от растущих рынков Азии в пользу Европы на несколько лет не имеет стратегического смысла для поставщиков нефти. Последними Европа воспринимается как сокращающийся рынок прошлого, особенно с ускоренным переходом к нулевому уровню выбросов.
Правда, в условиях надвигающегося энергетического кризиса европейцы о своих "зеленых" намерениях как-то забыли - но подозреваю, что это временное явление до стабилизации ситуации. А потом опять начнутся разговоры о "зеленой" энергетике и отказе от углеводородов. А оно поставщикам нефти надо - слышать такие разговоры после того, как они с трудом выстроят новую схему логистики для поставок в Европу?..
Ведь передел мировой нефтеторговли, как ни крути, влечет за собой огромные потрясения. На российский экспорт в Европу приходится 6-8% нефти в мире - это довольно много. И чтобы заместить этот объем у других поставщиков, мировую логистику поставок нефти действительно придется перекраивать весьма серьезно.
Таким образом, Европейский союз не может немедленно отказаться от импорта российской нефти и нефтепродуктов. А наши, в свою очередь, и не отказываются нефть европейцам продавать. Тем не менее, даже словесные спекуляции о возможном запрете российской нефти привели к резкому росту цен на нефтепродукты в Европе - в первую очередь, на бензин на заправках. Что же там будет, если ЕС действительно откажется от российской нефти, не найдя полную альтернативу (что, как мы с вами увидели, довольно затруднительно)?.. Ох, лучше европейцам этого не проверять...
Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!