Печальная "традиция" Черноморского флота

Министерство обороны лаконично, без комментариев, сообщило - сперва о том, что крейсер "Москва", флагман Черноморского флота, загорелся и получил серьезные повреждения от взрыва собственного боеприпаса; потом - что при буксировке в Севастополь крейсер вследствие полученных повреждений не смог справиться со штормом и затонул.

Соцсети по обе стороны операции по денацификации буквально взорвались. Украинские - прямо-таки источали ликование, полное намеков, мол да-да, это наша ракета потопила флагман флота "москалей; наши - скорбели о потерянном корабле и, как водится, стали искать виновных.

Гвардейский ракетный крейсер "Москва" в Севастополе

Скорбеть, действительно, есть о чем. Хотя бы о том, что дали укронацикам повод для ликования. Пусть причина и не в украинской ракете (Минобороны о причинах гибели крейсера молчит как рыба - понимай как хочешь, то ли ракета, то ли диверсия, то ли роковое разгильдяйство), все равно это в любом случае имиджевая потеря для России.

А вот для украинцев... в лучшем случае опять-таки лишь имиджевая победа. А вот на ход реальных боевых действий потеря крейсера никак не повлияет. По очень простой причине: его ракетное вооружение - противокорабельное. "Калибры" запускали и запускают не с него, а с фрегатов и ракетных кораблей. А морских боев с участием украинского флота, где мог бы себя проявить черноморский флагман, как-то не предвиделось. Наверное, потому, что в украинском военном флоте не осталось ни одного боеспособного корабля. Кстати, свой флагман "Гетман Сагайдачный" украинцы затопили сами чуть ли не в самом начале спецоперации...

Затопленный (или лучше сказать - притопленный?..) флагман флота Украины фрегат "Гетман Сагайдачный"

Конечно, плюсы в ситуации с "Москвой" найти трудно. Есть, собственно, только один - то, что удалось спасти весь экипаж крейсера. Люди, специалисты - в конечном итоге важнее железа. Кроме этого, плюсов никаких, конечно, нет.

Но и точно не стоит предаваться чрезмерному унынию и панике, а тем более проводить неверные исторические аналогии. Например, так, как сделал один эксперт, заявивший, что в последний раз де Россия в бою теряла флагман флота аж в Русско-японской войне (и не забывший упомянуть, мол закончилась та война для России весьма печально). Однако это, в общем-то, на самом деле не совсем так.

Последний (до нынешней ситуации) раз, строго говоря, флагман отечественного флота мы теряли в бою во время Великой Отечественной войны. Речь о флагмане Краснознаменного Балтийского флота линкоре "Марат", потопленном гитлеровской авиацией 26 сентября 1941 года. Да, в дальнейшем его вновь ввели в строй как плавучую батарею - но исключительно благодаря тому, что "Марат" был потоплен на мелководье ленинградского канала, откуда вел огонь по наступающим на город гитлеровцам. Ведь попадание немецкой авиабомбы вызвало детонацию погребов с боеприпасами первой башни корабля. Вследствие чего носовую часть ему просто-напросто оторвало. На большой глубине корабль с такими повреждениями затонул бы однозначно и бесповоротно.

Момент взрыва линкора "Марат"

Но помимо этого "затопления-незатопления", в истории есть два куда более загадочных случаев гибели именно флагманских кораблей отечественного флота, произошедших уже после Русско-японской войны. Что интересно - оба раза гибли черноморские флагманы, как и потерянный на днях крейсер "Москва". Почему-то именно Черноморскому флоту - по совокупности всех морских битв и побед в истории, пожалуй, самому боевому из всех четырех российских флотов - "везло" на такие странные потери флагманов.

Первый такой случай произошел 20 октября 1916 года, когда прямо на рейде Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморского флота линкор "Императрица Мария", унеся жизни 225 моряков. Несмотря на то, что к 1918 году корабль подняли, причину взрыва так и не смогли установить, ну а версий было несколько - от халатности членов экипажа до диверсии, осуществленной агентами немецкой разведки (шла ведь Первая Мировая война, и линкор сражался против союзников Германии - турок).

Но куда более загадочна вторая потеря флагмана Черноморского флота, случившаяся 29 октября 1955 года. В тот день (точнее, в пол-второго ночи) мощный взрыв разворотил корпус линкора "Новороссийск". В отличие от "Императрицы Марии", затонувшей всего за 20 минут, за живучесть "Новороссийска" моряки боролись несколько часов (в том числе экипажи других кораблей). Зато и после окончательной гибели корабля недосчитались чуть ли не вчетверо большего числа людей, чем при катастрофе "Императрицы": "Новороссийск" унес на дно 829 жизней. И, точно как в 1916м, в 1955м причину взрыва флагмана Черноморского флота так и не выяснили...

Схема взрыва, приведшего к гибели линкора "Новороссийск" в 1955 году

Такая вот печальная "традиция" Черноморского флота - терять флагманские корабли по невыясненным обстоятельствам. Крейсер "Москва" стал уже третьим в этом невеселом ряду за век с небольшим. Хорошо хоть, что, в отличие от предыдущих двух - без человеческих жертв. Но все же хотелось бы надеяться, что и последним.

Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!

Читайте также:

Яндекс.Метрика