Актуальное на сайте
Нам 30 лет вдалбливают идею о верховенстве закона в экономике США. Мол, коррупции нет, все по закону, и если что-то не так, можно идти в суд и искать справедливость - не то что, мол, в России. А так ли оно на самом деле? И что в реальности определяет траекторию экономики США - закон? Или негласные методы "регулировки компаний" вне рамок закона, в которых США все время обвиняет Китай (и в меньшей степени Россию).
Что самое страшное для американских компаний? Налоговая инспекция. Ревизор. Налоговый кодекс США самый сложный в мире, и любой бизнес можно практически остановить и поставить на грань банкротства регулярными проверками.
Это время от времени делается. К непослушным является ревизия (совсем по традициям СССР) и сидит в финансовом отделе, мешая всем работать, пока фирма не начнет вести себя так, как ее просят. Пример - в далеком начале 2000-х всех провайдеров попросили вставить в сеть нелегальную прослушку. Один из них - Qwest Communications - отказался это делать без закона и решения суда и послал Буша Младшего в далекое пешее эротическое путешествие. Два года непрерывной налоговой инспекции в комбинации с прекращением всех госзакупок практически довели процветающую компанию до банкротства. Ее купили, и новый собственник был гораздо более сговорчив.
Кстати о госзакупках - прекращение госзакупок в некоторых отраслях страшнее ревизора. Государство США в совокупности со связанными с ним структурами - огромно, и госзакупки составляют значительный процент дохода крупных компаний. Попасть в черный список - верная смерть для любого бизнеса в ИТ, Интернете, финансах т. д. Оба метода сейчас используются для установления санкционного режима.
Это то, что на самом деле происходит с ИТ-компаниями вроде Microsoft и другими "уходящими из России". Если у них есть контракт на госзакупки (а он у Microsoft многомиллиардный), в отдел, который этим занимается, звонит дядя, отвечающий за процесс со стороны государства. И намекает: мол, плохо, что вы продаете в России, и если будете продолжать, могут быть "неприятности". Если у компании нет госконтракта, подобный разговор проводится с финансовым отделом или напрямую с кем-то из менеджмента, на кого есть компромат. В результате компания "уходит из России", хлопнув дверью и гидно неся жовто-блокитный флаг (а на самом деле считая убытки).
Почему это делается так, а не посредством законов? Очень просто. Если бы США попытались принять тот же пакет мер в качестве законов, то фирмы были бы обязаны отразить свои убытки в финансовых отчетах. Одновременный выпуск отчетов о многомиллиардных убытках и потери рынка всеми фирмами в отрасли (к примеру, в том же ИТ) могли бы обвалить рынок. Это в свою очередь сделает и так непопулярное правительство еще менее популярным - у людей завалятся сбережения и пенсионные схемы. А так все неформально, законов нет, все уходят добровольно. И рынок пока стоит. Пока.
Однако идея все-таки глупая в долгосрочной перспективе. Да, рынок пока не обвалился. Но он гарантированно обвалится и обвалится даже хуже, чем если бы санкции были формализованы. Когда? Неясно, но подозреваю, что к выборам. Очень будет удобно для того, чтобы гарантированно убрать демократов из управления, и республиканцы едва ли упустят такую возможность.
И тогда станет весело. Что происходит после обвала капитализации в США? Суд. Оставшиеся без денег инвесторы подают на компанию и ее директоров в суд. В случае санкций, установленных силой закона, у них нет шансов. А если все сделано в результате нескольких "телефонных звонков", которые невозможно доказать? Тогда другое дело - рай для стервятников- адвокатов. Кстати, похоже, что все эти корпорации не заметили высказывания администрации, что "они это делают по своему желанию" и администрация ни при чем. Четкими командами люди из высоких кабинетов ведут на заклание бизнес баранов. И это почему-то называется "настоящей рыночной экономикой".
Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!