Актуальное на сайте
Я уже писал о том, что нынешняя спецоперация по денацификации Украины - лишь один из фронтов на войне "Россия против Запада за свое существование". Есть и другие - экономический, информационный... И вот как раз на экономическом фронте есть не только противостоящие нам США и их сателлиты, не желающие мириться с утратой их валюты - доллара - статуса "мировых денег", обеспечивающего их могущество. С ними как раз все понятно. Но оказывается, есть и внутри России личности, готовые нанести ей удар в спину. Или по крайней мере, осуждающие ее борьбу на экономическом фронте.
Один из них - олигарх Владимир Лисин, первый в российском списке Форбса, фактический владелец Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), который в прошлом году "прославился" заочной, но очень резкой полемикой с вице-премьером Андреем Белоусовым. После заявления последнего о том, что металлурги на госзаказах изрядно нагрели руки (или, как выразился сам Белоусов, "нахлобучили" государство) за счет завышения цен, и нехудо бы было эти "нахлобученные" доходы вернуть, Лисин - тогда председатель объединения металлургов "Русская сталь" - разразился в ответ гневной тирадой о "синдроме госплана" у Белоусова, и о том, что металлурги платят в федеральный и местные бюджеты гораздо большие суммы, чем претензия вице-премьера. Правда, эта тирада не спасла металлургов от повышения налогов и пошлин, а самого Лисина - от ухода с поста председателя "Русской стали", где его сменил более склонный следить за своими словами владелец "Северстали" Мордашов.
Владимир Лисин
Но похоже, эта история не излечила Лисина от любви поумничать по поводу принимаемых государством мер. Вот и сейчас он опубликовал обширные размышления, в которых ставит по сомнение контрсанкционную политику правительства и тем самым экономическую составляющую противостояния России и Запада в целом. Разберем только первый пункт "манифеста" Лисина.
Металлург-олигарх заявил вот что: "Идея в том, что за рубли можно начать продавать удобрения, зерно, нефть, металлы, лес, что-то еще. Не знаю, может, с газом что-то получится, но остальное? Мы на протяжении десятилетий боремся за экспортные рынки, где нас никто не ждет. Выстраивали отношения с тысячами клиентов в 70 странах. Сложно представить, что может убедить наших покупателей переключиться на расчеты в рублях и нести валютные риски. Логистические проблемы уже усложнили доставку продукции до потребителя. Переход на платежи в рублях просто выбросит нас с международных рынков."
Не могу не отметить, что Владимир Лисин, видимо, запамятовал: Новолипецкий металлургический завод (с 1983 года - комбинат), который он удачно приватизировал в середине 90-х «по цене стеклянных бус», как свидетельствуют документы, существует с 1934 года. И внешнеторговые клиенты большей частью достались ему в наследство от Советского Союза, который в редких случаях осуществлял расчеты в валюте, поставляя металл на основе клиринга либо связанных кредитов. Характер расчетов не мешал конкуренции, в противном случае СССР не занимал бы ведущее место в экспорте металлургической промышленности. Металлурги тогда получали прибыль в рублях, распределяя их по фондам, а не на офшорные счета.
НЛМК в советские годы
Порядок расчетов, который определен в недавнем указе Президента Путина, не создает никаких экономических проблем либо потерь в доходах для импортеров метизов и металла. Да, они будут платить в рублях со своих счетов за российские поставки, но получат рублевое фондирование, конвертируя валюту, а не продавая свою продукцию и товары на внутреннем рынке России.
К тому же в 2021 году резко сократились объемы экспорта по статье "Металлы и изделия из них" в страны-санкционеры. На первом месте — Турция (12% общего объема поставок), на втором — Китай (10%), на третьем — Нидерланды (8%) четвертом и пятом — Белоруссия (6,4%) и Казахстан (6%). Основной поставщик долларов — США - на 11 месте с 3%. Большинство контрагентов не поддерживают санкции, а часть из них подтвердила готовность отказаться от долларовых или евро платежей.
Учитывая, что конкуренция в минимальной степени зависит от валюты расчетов (а в случае с замкнутыми или региональными валютами дает дополнительные преимущества экспортерам, позволяя им удешевлять производство), а определяется умением сокращать себестоимость, оптимизировать расходы, выстраивать эффективную логистику, давать взятки контрагентам и т.п. аргументы Лисина выглядят малосостоятельными и продиктованными корпоративными интересами. Какими?
В случае, если расчеты будут осуществляться в рублях, на счета НЛМК и его бенефициаров не будет поступать валюта. Рубли невозможно переводить в офшоры, как это практиковалось и практикуется сейчас. Соответственно, Лисин, как крупнейший бенефициар, свободный от санкций Запада (владелец примерно 77% акций НЛМК), не сможет увеличивать свое личное состояние в валютном измерении, приобретая недвижимость, наращивая потребление на Западе. В этом главная причина того, что большинство олигархов-экспортеров отвергают идею перехода на рублевые расчеты, игнорируя общегосударственные задачи дедолларизировать экономику и нивелировать ударное воздействие западных финансовых санкций.
Подписывайтесь на телеграм-канал "Историк о политике... и истории", чтобы первыми узнавать о выходе новых публикаций на сайте!